ПолiтДумка

Как львовские автобусостроители выполнили необычный заказ

13 апреля
00:28 2021

Ровно 60 лет назад, специально переоборудованный автобус ЛАЗ-695Б был использован для доставки космонавта Юрия Гагарина к месту исторического старта первого обитаемого космического корабля «Восток-1».

Источник: www.autocentre.ua

Этот автобус для космонавтов внешне почти не отличался от базовой серийной машины ЛАЗ-695Б. Но кузов его получил дополнительное антикоррозионное покрытие очень высокого качества. А вот салон, конечно же, был совершенно другим. Особое внимание уделили его герметизации, дабы защитить от попадания пыли – злейшего врага космонавтов.

В самом центре салона были установлены два оригинальных кресла – для космонавта и его дублера, тоже разработанные во Львове. Поскольку космонавты перевозились в громоздких скафандрах, кресла получились немаленькими. Для регулировки микроклимата внутри скафандра применялась специальная аппаратура. В оборудование салона входили кино- и радиоустановка, телефон и средства спецсвязи.

Естественно, салон был снабжен кондиционером. В автобусе имелось 10 мест для сопровождающих – врачей, технических специалистов и даже киношников, а в корме машины находился туалет.

Автобус работал на космодроме «Байконур» вплоть до 1967 года, и за это время доставил к месту старта 12 космонавтов, не считая дублеров. Ныне он хранится в мемориальном музее на родине первого космонавта – в городе Гагарин, Смоленской обл.

В 1967 году для перевозки космонавтов стали использовать другой автобус. По внутреннему оборудованию он почти не отличался от предшественника, но база у него была другая – ЛАЗ-695Е.

А автобус нового поколения для космонавтов появился в 1974 году. Машина была разработана во Львове, в ГСКБ – головном конструкторском бюро по автобусам. Базой послужила новейшая, туристическая модель ЛАЗ-699Н «Україна», тогда еще опытная.

ЛАЗ-699Н

В отличие от базового автобуса эта машина имела абсолютно герметичный салон с двойными стеклами и кондиционером. В средней части салона была сделана наружная дверь, за которой оборудовали специальный шлюзовый отсек с системой пылеудаления – своеобразный пылесос. Оттуда можно было зайти в один из двух отсеков, изолированных друг от друга. А у водителя была своя, тоже полностью изолированная кабина.

Таких автобусов изготовили два: один для перевозки основного космического экипажа, другой – для дублеров. Сделали и еще один автобус – обычного типа, вспомогательный. Все эти машины использовались в центре подготовки космонавтов и в 70-е, и в 80-е годы.

ЛАЗ-5255П

«Космические автобусы» третьего поколения также создавались во Львове, в бывшем ГСКБ, переименованном в Конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения. Их разработали на базе перспективной модели ЛАЗ-5255 «Карпати», которая, к сожалению, так и не пошла в серию.

Для всесторонних испытаний, в том числе и краш-теста были специально изготовлены несколько автобусов-дублеров. Один из них был показан публике на одной из выставок еще в 1984 году. А к концу десятилетия было построено две машины ЛАЗ-5255П, предназначенные уже для реальной эксплуатации непосредственно на космодроме.

The post Как львовские автобусостроители выполнили необычный заказ first appeared on Новости Ю.

Tags
Share

Статьи по теме

Последние новости

Співпраця Росії та В’єтнаму в ядерній енергетиці має потенційні ризики для України і світу — експерт

Читать всю статью

Мы в соцсетях

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Международные грузоперевозки – всегда своевременно и надежно!