Тендерные закупки автобусов за европейские и украинские средства: что нужно менять
Предприятия корпорации «Эталон» и дилеры в этом году активно принимают участие в тендерах системы PROZORRO (например – оглашение закупок школьных автобусов в Полтавской обл.) и тендерах, которые финансируются Европейским инвестиционным банком и Европейским банком реконструкции и развития (например – оглашение закупок городских автобусов в Николаев). Очень часто результаты этих тендеров представители «Эталон» вынуждены оспаривать в Антимонопольном Комитете Украины и европейских институциях.
Источник: www.autocentre.ua
Назрел процесс усовершенствования системы государственных закупок PROZORRO. Дело в том, что сегодня каждый заказчик разрабатывает тендерную документацию сам, или при участии компаний-консультантов. И в этой документации прописываются такие и столько квалификационных и технических условий, которые часто не понимают не участники закупок ни сами заказчики.
Поэтому корпорация «Эталон» выступает с такой инициативой. Необходимо (на законодательном уровне) унифицировать систему таким образом, чтобы участник готовил минимальное количество необходимых документов. А технические требования по предмету закупок были основаны на нормативных документах (ДСТУ, распоряжения и регламенты Министерств и т. д.), которые бы не ограничивали участников непонятными придуманными требованиями.
Юхим Хазан
Вице-президент Ассоциации «Укравтопром»
Украина имеет достаточно сильные производственные мощности для обеспечения в полном объеме своих потребностей в автобусах. Причем во всех классах, начиная от особо малого и до особо большого. Это свыше 8 тыс. ед. В то же время ситуация складывается так, что по автобусам большого и особо большого класса, т е. то, что нужно городам, за прошлый год и за три месяца этого практически ничего не было куплено.
Это странно. Ведь проводится тендер, на котором выигрывает украинский производитель, потом тендер меняется и побеждает уже белорусский. В 2020 году доля новых автобусов большого и особо большого классов отечественного производства в общем объеме государственных закупок составила только 5%.
Поэтому по инициативе предприятий Ассоциации «Укравтопром» сегодня Министерство экономического развития и торговли совместно с межведомственной комиссией по международной торговле рассматривает заявление о введение мер против белорусской техники.
Владимир Бутко
Президент корпорации «Эталон»
В тендерах по закупкам на средства ЕБРР и Европейского инвестиционного банка ставится такие условия, которые заведомо исключают участие нашего предприятия. Например, это наличие разового контракта на 8 млн евро – это порядка 40 автобусов большого класса, что составляет почти 10% всего рынка таких машин в Украине. В результате по закупкам для Тернополя на 15 машин победили не мы, хотя наш автобус на 17 тыс. евро дешевле. Отмечу, что на предприятиях корпорации «Эталон» сегодня работает 1200 человек. Ежегодно мы платим налогов на сотни миллионов гривен.
Вадим Шкарупин
Директор ООО «Торговый дом «Эталон Авто»
В 2020 году Украина за европейские средства закупила 271 новый автобус большого и особо большого классов, из которых 249 – марки МАЗ. Только Киев приобрел две сотни белорусских машин. А из трехсот новых троллейбусов половина – сделана в Беларуси или собрана на базе белорусских комплектов. Следует помнить, что с украинского продукта налоги начисляются на выручку, а с импорта – только на маржу посреднику. По нашим подсчетам, таким образом государство недополучило 300 млн грн.
Андрей Савченко
Генеральный директор ООО «Черниговский автозавод»
Каждый год наше предприятие проводит обновление выпускаемой техники. Так, в 2020 году мы предложили четыре модели автобусов 1-го класса, различные модели 2-класса (междугородные), а также школьные автобусы в двух модификациях и троллейбусы, так же в двух вариантах.
Если раньше на Черниговском автозаводе выпускалось до 300 машин в месяц, то за весь прошлый год было изготовлено всего 205 ед., а реализовано 259. Сегодня у нас на заводе трудится 500 человек. В 2020 году мы заплатили налогов на 100 млн грн, из которых 60 млн грн – НДС, а 19 млн грн – зарплатных.
Наталия Бачурина
Директор по продажам ООО «Черниговский автозавод»
Создаются штучные технические требования, цель которых – не допустить наше предприятие на участие в тендерах по школьным автобусам. Так, в 2019 году – это была габаритная высота автобусов, в 2020-м – ширина, а вот в нынешнем году – величина колесной базы, которая почему-то должна быть не менее 4300 мм. Хочу отметить, что монополизация рынка школьных автобусов ведет к ухудшению качества и удорожанию продукции.