Что такое «тройка-глухарь» ВАЗ-2103
Как вы думаете, какая наиболее редкая серийная модель ВАЗ? За этот титул могут посоревноваться несколько машин, но один из самых реальных претендентов – ВАЗ-2103. Который, кстати, отмечает день рождения сегодня, 5 декабря.
Источник: auto.24tv.ua
Фанаты считают эту модель одной из самых красивых в отечественной автомобильной истории: сдержанный стиль с классическим профилем, обильная отделка хромом, подобранная цветовая гамма интерьера. Да, даже салон тщательно продуман с точки зрения дизайна и комфорт пассажирам обеспечивался незаурядный.
В кругах ретроманов «Жигули» ВАЗ-2103 считаются одним из самых стильных отечественных автомобилей
Неординарными в свое время были и технические характеристики – динамика, экономичность, межсервисный интервал и общий ресурс полностью соответствовали мировым стандартам начала 1970-х. Словом, это была первая модель повышенной комфортности и в народе неформальное название люкс поначалу закрепилось за ней даже в официальных печатных изданиях.
В начале 1970-х такой интерьер с коврами и велюром был слишком роскошным, как для массового семейного автомобиля
“Тройка” действительно выпускалась меньше, чем любая модель семейства “Жигули”. Но период выпуска (1972-1984 гг.) все равно был немаленьким, и за эти 12 лет машина получала некоторые усовершенствования. Это были изменения, связанные как с требованиями локальных рынков зарубежных стран, так и с плановой модернизацией модельного ряда.
Трижды ВАЗ-2103 получала изменения во внешности, согласно которым вазоведы и классифицируют поколение этой модели.
Глухарь (05.12.1972 – 05.1973)
Передняя панель кузова под хромированным грилем радиатора глухая – нет вентиляционных отверстий. Среди других отличий – светотехника итальянского производства Carello, Marelli или Stars, зеркало Vitaloni, большое количество хрома в салоне – ободки приборов и дефлекторов воздуха на торпедо, крепление ручек на потолке. Мягкие подлокотники на дверях могли быть нескольких производителей с незначительными, но заметными отличиями: Gallital или Stars.
Терка (06.1973 – 03.1975)
25 проемов под хромированной облицовкой радиатора были сгруппированы в пять групп по пять проемов. Переход произошел на номерах кузова после 24000. Количество импортных деталей из капиталистических стран заменили отечественными или производства соцстран. В корпусе воздушного фильтра двигателя не стало отдельного фильтра системы вентиляции картера.
Поздняя (06.1975 – 09.1984)
На панели передка 25 проемов заменили двумя широкими – эта кузовная деталь стала унифицированной с ВАЗ-2106, который начали выпускать параллельно с тройкой. Блок цилиндров двигателя в середине 1975 года изменился, в него прекратили ставить гильзы и перенесли номер с передней на боковую часть. Тогда же стала другой фактура приборной панели. Электровентиляторы радиатора начали ставить на все без исключения “тройки”, на трамблере начали устанавливать вакуум-корректор угла зажигания.
“Тройки” первых лет выпуска были с целым набором особенностей
Отрадно, что одна из ранних машин ВАЗ-2103 с глухим передком есть в Украине. Она хорошо отреставрирована и владеет ею известный коллекционер, житель Киева.
В заключение следует отметить, что до 5 декабря 1972 года завод выпускал предшественницу тройки – переходную ВАЗ-2103В. Буква В значила “временная”, и это была практически “единичка” ВАЗ-2101 в кузове 2103. Вернее даже сказать, что каркас кузова был от “копейки”, но с оперением и оформлением “тройки”. Но эта сверхинтересная машина стоит отдельного рассказа, к которому мы еще вернемся.