Оживляем «Яву»: карбюратор на Jawa 634
Мотоциклы Jawa линейки 634 были самыми массовыми из импортируемых в нашу страну моделей. Они и сегодня редко встречаются на дорогах, и все чаще – на фестивалях ретротехники. Но обеспечивать их живость на ходу сегодня все сложнее.
Источник: auto.24tv.ua
Мотоцикл Jawa 634 был вторым поколением двухколесных машин, импортировавшихся из Чехословакии в СССР. «Явы» нравились советским пользователям сразу по нескольким параметрам. Как и предыдущее поколение ЯВА-350/360, выпускавшееся до 1974 года, модель 350/634 разительно отличалась от отечественных ИЖ в плане комфорта – было меньше вибраций и меньше шума. 22-сильный двигатель Явы, хотя и был слабее Юпитера на три лошадки, работал мягче и, главное, был гораздо надежнее.
Первой «Явой», которая перевернула понятие советских мотоциклистов о комфорте, была ЯВА-350/360. Это ее потом назовут «старенькой» и «сливкой»
Интересно, что в целом эксплуатационные качества Jawa-350/634 таковы, что позволяют эксплуатировать его и в наше время – динамика, тормоза за управляемость позволяют этому мотоциклу уверенно держаться в потоке транспорта. Конечно, препятствием массовой эксплуатации этой модели стоит износ имеющихся экземпляров и труднодоступность запчастей.
Когда современные владельцы Jawa-350/634 ставят свою вишневую ласточку «на ход», одна из стоящих перед ними проблем – наладка топливной системы. Многие «Явы» того поколения испытывают проблемы с запуском «на холодную», и часто в этом винят именно ее карбюратор Jikov 2926. И действительно, иногда этот карб переливает топливо во время запуска. К тому же, считается, что с этим карбюратором мотоцикл разгоняется не так бойко, как с другими. Донимает владельцев 634-ки и дребезжание изношенной дроссельной защелки; помимо неприятного звука этот люфт снижает тягу двигателя при разгоне мотоцикла.
Все импортируемые в страну «Явы» могли эксплуатироваться с боковым прицепом – как тогда говорили, коляской
Поэтому многие владельцы мотоциклов «Ява» 634.00 и ее последующих модификаций пытаются заменить этот топливный прибор другим. Понятно, что при нынешних возможностях интернет-магазинов и почтовых служб перечень альтернатив просто неограничен, и, в первую очередь, обычно рассматривают японские аналоги типа Mikuni. Но в большинстве случаев будет достаточно карбюратора от другой модели чешского мотоцикла.
Сегодня «явисты» могут установить на свои Jawa 350/634 даже японский карбюратор Mikuni. Но есть и более доступные варианты
Карбюратор Jikov от Jawa 350/360. Собственно, на «старенькой» (она же «сливка») с завода стояла именно такая модель Jikov 2926SBD, как и на 634-й. Так что если вы преследуете цель не поменять что-то в поведении мотора, а просто найти карб в хорошем состоянии, то можно покупать прибор от «старушки».
Карбюратор Jikov от Jawa 350/638. На более поздней «Яве» («мыльница», «панель», «люкс», «спойлер») стоял карбюратор нового поколения Jikov 2928 CE. Он имеет несколько новаций, улучшающих качество воздушно-топливной смеси в сложных режимах: система переходных режимов и эконостат в верхней полости диффузора за дросселем. У этого карбюратора нет склонности к переливу при запуске, также обеспечивает мотоциклу лучшую динамику.
Но некоторые пользователи приписывают этому карбюратору большую чувствительность к загрязнению и более сложный процесс настройки. Главное же – для монтажа карбюратора Jikov 2928 CE на двигатель Jawa 350/634 придется приобрести переходную проставку, поскольку отверстия во фланцах старого двигателя и нового карбюратора не совпадают.
Для установки на 634-ю карбюратора от следующей модели «Ява 350/638» придется приобрести простенький переходник
Имейте в виду, что у указанных карбюраторов «Ийков» первые две цифры индекса – 29 – означают, что это прибор с дроссельной защелкой, а две последние цифры – диаметр диффузора в миллиметрах. Буквенные индексы означают наличие пускового устройства (подсоса): SD – пусковое устройство (обогатитель) есть, главный топливный жиклер расположен под распылителем, SBD – обогатителя нет.
Китайские копии Jikov. Честно говоря, большинство карбюраторов Jikov, которые сейчас продаются в новом состоянии, это китайские копии. Их стыдливо называют репликами. Как ни странно, опыт показывает, что им можно доверять. По крайней мере, несколько сезонов они честно отрабатывают заплаченные за них деньги – особенно если установить внутрь оригинальные жиклеры от чешского «Ийкова».
Jawa 350/634 поставлялась к нам сначала в вишневом, позже – в красном цвете. Большая накладка на баке тогда же сменилась узкой
От видавших виды «явистов»
Среди опытных владельцев Jawa 350/634 многие защищают репутацию Jikov 2926. Говорят, он «переливает» лишь тогда, когда мотоциклист перед стартом слишком долго удерживает кнопку обогащения смеси – достаточно лишь 2 секунд и затем двух качков кикстартером при выключенном зажигании. Если же переполнение поплавочной камеры по невнимательности все же случалось, мотоциклист наклонял байк на левую сторону и заводил его в таком состоянии. Смесь, которую готовил карбюратор в таком положении, обеднялась и двигатель запускался. Когда обороты стабилизируются, мотоцикл можно возвращать в нормальное вертикальное положение.
После появления Jawa 350 новой линейки 638.00 (последней для СССР) предыдущую Jawa 350/634 (справа) в народе стали называть «6-вольтной».
Рекомендация Авто24
Если Jawa нужна вам для приятных променадов выходного дня, возможно вам и не стоит прибегать к экспериментам с чужеродными приборами топливной системы? Оно действительно, приобрести родной карбюратор для старой «Явы» в хорошем состоянии сегодня не просто — но учитывая сотни тысяч чешских мотоциклов, завезенных когда-то на нашу территорию, это реально. Даже подтоптанный экземпляр после тщательной отладки обеспечит двигателю устойчивую работу, вполне приемлемую для воскресных покатушек.