ПолiтДумка

Как промышленности юга Украины удалось пройти кризис 2020: кейсы НГЗ, «Зори» и «Океана»

12 марта
02:08 2021

2020 год был непростым для украинского бизнеса. Пандемия коронавируса усугубила надвигающуюся экономическую рецессию, привела к убыткам многих украинских предприятий. Многие малые и средние предприятия были вынуждены закрыться, а крупные — пересмотреть инвестиционные программы. Так или иначе почти всем пришлось затянуть пояса.

Источник: delo.ua


Во многих крупных городах создавались штабы противодействия пандемии и активную роль там играли именно промышленные предприятия регионов. Это вполне закономерно, поскольку во многих регионах именно промышленные предприятия являются экономическими «центрами силы», вокруг которых имеют возможность заработать многие мелкие и средние бизнесы. Таким образом промышленные гиганты выступают флагманами, от благосостояния которых часто зависит благосостояние всего региона.

Если рассматривать ситуацию в общем, согласно данным Госстата, за 2020 год объемы промышленного производства сократились, в сравнении с 2019-м, на 5,2%. В частности, в перерабатывающей промышленности производство сократилось на 6,9%.

По словам председателя совета Федерации работодателей Украины Дмитрия Олийныка, в 2020 году на украинском рынке была большая волатильность. «Общий принцип очень простой. Выиграли те, кто изначально был в интернете. Вторая группа — это экспортеры. Это те, кто смог заместить падение на украинском рынке экспортом. Ну и порты с фармацевтикой. А другие были скорее в режиме ожидания роста и затягивания поясов», — говорит Олийнык.

Если смотреть по регионам, достаточно неплохую динамику показал юг Украины. Здесь отметились и фармацевты, и аграрии, и экспортеры. И, что наиболее показательно, промышленные предприятия, которые нашли силы, чтобы развиваться — и развивать свой регион. Delo.ua собрало кейсы таких предприятий.

Перевыполнили показатели, построили медцентр

Достаточно неплохо прошел кризисный 2020 год Николаевский глиноземный завод (входит в группу РУСАЛ, основанную промышленником украинского происхождения Олегом Дерипаской). Об этом свидетельствуют, в частности, солидные расходы на экологические проекты — несмотря на пандемию и связанные с ней проблемы, на природоохранные мероприятия НГЗ смог выделить более 172 млн грн.

«Предприятие уделяет серьезное внимание мониторингу состояния атмосферного воздуха на территории промплощадки и в санитарно-защитных зонах завода и шламохранилищ. Удельный выброс загрязняющих веществ составил 1,5 кг на тонну продукции», — рассказали нам на заводе.

Средства направили на реконструкцию шламохранилища №1. Там провели модернизацию: технически переоснастили узел обезвоживания и нейтрализации красного шлама. Проводились и серьезные земляные работы. На втором шламохранилище специалисты завода возвели дамбы, построили пылеподавление, закупили запорную арматуру — тем самым продлив срок службы шламохранилища.

В целом же, план по производству глинозема завод выполнил на 100,5% — было выпущено 1,725 млн тонн продукции. Параллельно предприятие планово ремонтировало основное технологическое оборудование — шаровые мельницы участка мокрого разлома, автоклавные и выпарные батареи, установки агитационного выщелачивания.

При этом производство постоянно совершенствовалось — так, в рамках проекта по снижению затрат на закупку природного газа получилось сэкономить более 20 млн грн. Почти 12 млн грн сохранили, реализовав проект по стабилизации давления в автоклавной батарее.

Это интересно:  Энергоатом понес убытки почти на пять миллиардов

Серьезный вклад сделал НГЗ в борьбу с коронавирусом. За май-декабрь 2020 года предприятие построило под ключ «Медицинский центр помощи и здоровья» на базе Николаевской городской больницы №5. Он полностью благоустроен: высажены деревья, выложены тротуары, обеспечен подъезд автомобилей.

Полноценная клиника обошлась заводу в 155 млн грн. Помимо диагностического отделения, оснащенного компьютерным томографом Siemens, аппаратом УЗИ и целым комплексом оборудования для лабораторных исследований, центр оборудован лечебным блоком на 60 койко-мест, 20 комфортабельными палатами (из них три для людей с ограниченными возможностями) и реанимационным отделением, в котором одновременно могут находиться шесть пациентов. Также в центре работает полноценный дезинфекционный блок.

«Мы понимали всю серьезность ситуации с поставками кислорода для больных, которых подключают к аппаратам искусственной вентиляции легких, поэтому для бесперебойного обеспечения нужд центра построена кислородная станция — газификатор на 5 тысяч литров. Кроме того НГЗ обеспечил Медицинский центр необходимым запасом средств индивидуальной защиты и дезинфекторами для медперсонала на три месяца, а также лекарствами для пациентов на два месяца», — подчеркивают на заводе.

Уже в 2021 году завод подписал с городом Николаевом меморандум о сотрудничестве. В общей сложности инвестиции до конца года составят 7 млн грн. 2 млн грн выделят на поддержку конкурса «Город инноваций», еще 2 млн грн — на поддержку муниципальной программы «Сад мечты», и, наконец, на борьбу с коронавирусом в рамках программы «Здоровье нации» выделят еще 3 млн грн.

«Буквально вчера меня спрашивали, — готов ли Николаев ко второй, третьей, четвертой волне коронавируса, если они будут? Я сказал, что благодаря тому, что у нас есть социально-ответственный бизнес, в частности Николаевский глиноземный завод, мы подготовились и вероятные угрозы встретим во всеоружии. Я благодарен всем работникам НГЗ за их работу, которая конвертируется в благо николаевцев. Уверен, что такое тесное сотрудничество с НГЗ будет продолжено!» — заявил мэр Николаева Александр Сенкевич.

Сменили руководство, заключили контракты

Выдержало кризисный удар и предприятие «Заря-Машпроект», которое входит в структуру «Укроборонпрома». Перед кризисом на предприятии сменился руководитель. 25 ноября 2019 года коллективу был представлен новый генеральный директор Денис Гордиенко, который построил свою карьеру в бельгийской компании Sibélco Group.

Там Гордиенко занимался развитием экспортных продаж, руководил коммерческими командами, был гендиректором украинского подразделения, после чего три года работал в штаб-квартире компании в Бельгии.

После назначения Гордиенко обозначил главное направление развития компании как усиление присутствия на мировых рынках, увеличение продаж, сокращение цикла разработки и вывода на рынок новых видов продукции, повышение эффективности производственного процесса, создание качественных условий труда и привлечения к работе на предприятии высококвалифицированных специалистов.

Это интересно:  СБУ и Налоговая проводят масштабные обыски на сети АЗС Glusco

В январе 2020 года предприятие посетил глава Верховной Рады Дмитрий Разумков. В конце марта, после начала пандемии коронавируса предприятие возобновило выпуск медицинского кислорода. В общем, с марта 2020 года больницам Николаева было поставлено 10 тысяч баллонов объемом 6 кубометров каждый.

По итогам первого полугодия предприятие вошло в тройку крупнейших налогоплательщиков «Укроборонпрома». В январе-июне «Заря-Машпроект» уплатила в бюджеты разных уровней 135 млн гривен.

Второе полугодие также было чрезвычайно плодотворным для предприятия. В июле удалось заключить контракт на ремонт 11 двигателей для Оператора ГТС. Общая сумма контрактов составила 490 млн гривен (первый отремонтированный двигатель по этому контракту был поставлен заказчику уже 1 февраля этого года). А в конце декабря 2020 года был подписан договор на ремонт еще 9 двигателей за 370 млн грн. В целом на 20 компрессорных станциях Оператора ГТС эксплуатируется 110 компрессорных двигателей производства «Заря-Машпроект».

Также, в конце декабря «Заря-Машпроект» подписала контракт на производство газотурбинного оборудования для Одесского припортового завода. Предприятие намерено поставить заказчику оборудование для модернизации агрегата перекачки аммиака. Сумма контракта составила 130 млн грн.

В январе этого года делегация предприятия посетила с рабочим визитом Казахстан. В ходе переговоров стороны договорились о сотрудничестве над проектом по модернизации «Уральской газотурбинной электростанции». В планах увеличение мощности ГТЭС в два раза.

Победили в судах, ремонтировали суда, строили мосты

Николаевский судостроительный завод «Океан» был приватизирован еще в далеком 2000 году голландской судостроительной компанией Damen Shipyards Group. После этого предприятие перешло в руки норвежцам, а затем россиянину Игорю Юсуфову. Этим акционером предприятие было доведено до банкротства, после чего в рамках санации предприятие продали за 122,2 млн гривен николаевскому бизнесмену Игорю Волошину и его дяде — бывшему руководителю Николаевского морпорта Василию Капацине.

При новом собственнике предприятие удалось запустить. С 2019 года предприятие начало проводить судоремонт. Так, в декабре в дом «Океана» зашла мегаяхта IRA, а в феврале предприятие завершило ремонт танкера Scot Stuttgart. Кроме того, завод производил конструкции для ремонта Шулявского моста в Киеве, а также выполняет заказы Администрации морских портов.

2020 год ознаменовался для судостроительного завода «Океан» не только экономическим кризисом, вызванным пандемией, но и судебными тяжбами.

Все началось с того, что 13 января 2020 года Печерский районный суд Киева наложил арест на имущество завода. Это решение было принято в рамках уголовного производства о незаконном завладении имущества завода и доведении его до банкротства. Речь идет еще о тех временах, когда заводом владел Юсуфов.

И хотя в Офисе генпрокурора заявили, что данное решение принято с целью предотвратить незаконное обращение с имуществом предприятия, однако, по словам одного из акционеров завода Николая Капацины, ответственность за атаку на предприятии лежала на предыдущем его собственнике, целью которого было уничтожить завод. В результате наложенного судом ареста репутация завода была уничтожена, и 6 месяцев предприятие не могло получать новые заказы, а выплачивать зарплату 700 сотрудникам приходилось за счет денег собственников.

Это интересно:  Украина возьмет у Франции кредит на катера

Позже за завод вступились городские власти и народные депутаты, собственники оспаривали решение прокуратуры в суде. И в результате в конце июля тот же Печерский райсуд снял арест с имущества «Океана».

«Кто ответит за поруганную репутацию завода? Я обращаюсь к гражданам Украины — прокуроров Белоуса и Гончаренко. Ребята, все потери, прямые убытки «Океана», николаевских корабелов и государства — на вашей совести, на ваших руках, которыми вы подписывали немотивированные ходатайства, не проверяли показания аферистов и рейдеров. Вам с этим жить и ждать взыскания ущерба. А нам — возрождать украинское судостроение. Как бы нам ни было трудно, «Океан» оправится от этого «шторма», нам не привыкать держать удар. Николаевских корабелов не удастся поставить на коленки, как бы это кому-то не хотелось», — написал тогда на своем фейсбуке Капацина.

Кроме того, у предприятия были тяжбы относительно законности приобретения завода новыми владельцами. Истцами выступали 4 компании, которые СМИ связывали с тем же Юсуфовым. Однако в ноябре 2020 года Верховный суд подтвердил законность аукциона.

Несмотря на все это, в 2020 году предприятие спустило на воду два судна Touax 191 и Touax 192 для голландской компании Eurobulk, отремонтировало сухогрузы Sigma и Rubus, а также осуществило ремонт двух речных суден «Днепр 101» и «Днепр 102». Кроме того в 2020 году предприятие продолжало производить конструкции для мостов.

Вместо выводов

Несмотря на общее падение по итогам всего карантинного года, промышленность Украины все же пошла в рост под конец 2020-го. Это отмечают и власти. «Промышленное производство продолжает выходить на стойкий тренд восстановления. В декабре 2020 года произошел рост на 4,8%, в сравнении с декабрем 2019 года. Дополнительные стимулы от правительства, а также позитивная динамика цен на внешних рынках будут способствовать тому, что в 2021 году промышленность продолжит расти», — подчеркнул премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.

В целом, говорит глава правительства, в 2021 году рост экономики должен составить 4,6%. В его основе — именно промышленность. Там создается дополнительная стоимость. Там же страна получает источник доходов от экспорта продукции за рубеж.

И общая тенденция, которую мы увидели благодаря вышепредставленным кейсам, достаточно неплохая: украинские регионы, в частности, юг, выстояли и продолжают работать на экономически стабильное будущее.

Степан Крьока, Дмитрий Бунецкий, специально для Delo.ua

Tags
Share

Статьи по теме

Последние новости

Сибіга закликав світ вжити термінових заходів проти РФ через розстріл військовополонених

Читать всю статью

Мы в соцсетях

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Международные грузоперевозки – всегда своевременно и надежно!