Разделение «Укрзализныци» завершится через 2-3 года — Юрик
Реформа по разделению «Укрзализныци» на грузовые и пассажирские направления и ее анбандлингу пока осуществлена примерно на четверть, а для ее завершения потребуется еще минимум 2-3 года.
Источник: delo.ua
Об этом исполняющий обязанности главы правления УЗ Иван Юрик заявил в интервью «Интерфакс-Украина».
«Если измерять от 0 до 100%, то я бы оценил, что мы сейчас где-то на уровне 20-25%. «Укрзализныця» должна быть разделена на четыре оператора: пассажирское сообщение — это центральный бюджет и местные бюджеты, инфраструктура — постоянная государственная собственность, грузовые перевозки — это либерализованный рынок, а производство, локомотивные и вагонные заводы — это сервис, как для УЗ, так и для будущих частных операторов», — отметил он.
По его словам, в последнее время этот процесс шел, «скорее, по инерции, заложенной в прошлом».
«К тому же некоторые вещи были сделаны неправильно. Например, регистрацию отдельных филиалов провели без необходимого корпоративного согласования наблюдательного совета — это неправильно юридически. Это создает потенциальные риски для бизнеса в будущем», — подчеркнул Юрик.
Согласно его оценкам, ближайшие два-три года будут для компании переходным периодом.
«Мы должны сделать свою домашнюю работу, сделать прототип УЗ в части холдинга с разграниченными 4 операторами, каждый из которых будет иметь отдельный баланс активов и пассивов, чтобы после анбандлинга перейти в новый рынок. Причем, по моему мнению, два года для такого перехода — это если очень быстро «бежать», — уточнил руководитель компании.
Кроме того, он назвал необходимым условием принятие базового закона о железнодорожном транспорте и новом рынке в парламенте. По его словам, сейчас проходит достаточно конструктивная работа с транспортным комитетом, и есть надежда, что закон будет принят в целом до конца 2021 года.
Ранее глава Мининфраструктуры Владислав Криклий увольнение Владимира Жмака с должности председателя правления УЗ аргументировал тем, что, в частности, отсутствовала последовательная и системная стратегия по разделению компании на бизнес-вертикали.
Бывший топ-менеджер УЗ Иракли Эзугбая заявил, что в феврале наблюдательный совет предприятия без объяснений решил остановить структурную реформу по формированию вертикалей.
Известно, что в рамках структурной реформы «Укрзализныци» предприятие разделили на оператора инфраструктуры «УЗ Инфра» и филиал грузовых перевозок «УЗ Карго».
Переподчинение компании и выделение четырех вертикалей планируют провести до конца 2021 года. Кроме бизнес-вертикали грузоперевозок, в будущий холдинг войдут — пассажирская, производственная и инфраструктурная.
Ранее появилась информация о том, что 6 мая исполнительная служба Министерства юстиции решила арестовать средства на банковских счетах УЗ в ряде банков на общую сумму 13,75 млн долларов и 99,77 млн грн. Деньги должны быть взысканы в пользу VR Global Partners в счет погашения кредитных долгов ЮЖД.
При этом это решение касалось исполнения лишь одного из четырех решений, вынесенных против УЗ Верховным судом еще 22 апреля. Три остальных иска предполагают принудительное взыскание с «Укрзализныци» суммарно 34 млн долларов и более 300 млн грн. В целом же отмечалось, что VR Capital является держателем долга УЗ в размере 160 млн долларов, а судебных процессов по этим долгам более 25.
Отметим также, что в конце апреля международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings понизило рейтинг «Укрзализныци» с уровня «В-» до «ССС» из-за увеличения рисков рефинансирования.