ПолiтДумка

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ И ПРОГНОЗЫ

20 апреля
21:53 2001

Прошедшая неделя была необыкновенно богата на различные события. Многотысячная демонстрация в Киеве, кулуарная оценка происходящего Президентом Украины на очередном оргкомитете, отставка первых лиц, ответственных за безопасность страны и лично Президента, формирование объединения политиков «Гражданская инициатива «Форум национального спасения»». То, что происходило в эти семь дней в мире украинской политики называют и конфликтом, и кризисом. Между тем о кризисе я не стал бы говорить по одной простой причине: кризисное состояние является предвестником скорого изменения либо в лучшую, либо в летальную сторону. Ничего подобного наше состояние не напоминает и близко. Но, тогда, есть ли у нас основания говорить о политическом конфликте? По-моему — нет.

Говорить о конфликте можно в том случае, если выполняются, по меньшей мере, два условия. Во-первых, налицо имеются две стороны, причем они взаимно признают себя участниками конфликта. Во-вторых, основанием для такого взаимного признания является согласие относительно того, что действительно существует предмет разногласий и спора. Ни первое, ни второе условие не выполняются сегодня в Украине. В результате противостояние политических сил есть, а конфликта нет, поскольку эти силы по разному определяют сложившуюся ситуацию и не признают себя участниками конфликта. Присмотримся к этому немного подробнее.

Вот как определяет ситуацию оппозиция. За годы своего президентства Л.Кучма создал сложную и неэффективную структуру управления государством, основным признаком которой является наличие нескольких ветвей исполнительной власти. Прежде всего, назначаемыми Президентом главами областных государственных администраций, руководит неконституционный орган — Администрация Президента Украины. В последние 2-3 года областные администрации, получив в управление контрольные пакеты акций крупнейших промышленных предприятий, превратились в хозяйственно-политические органы, культивирующие даже не региональные интересы, а свои собственные. Далее, силовые министры, а также руководители весьма могущественных государственных органов и держателей все еще значительных государственных ресурсов (Государственная налоговая администрация, Фонд государственного имущества.) подчинены непосредственно Президенту, а Национальный банк — через главу Наблюдательного совета А.Гальчинского, советника Президента. На Президента же, следуя неформальным правилам, замыкаются и некоторые члены кабинета В.Ющенко (министр энергетики, министр финансов, министр экономики), что еще более ограничивает дееспособность премьер-министра. Как мы убедились осенью прошлого года, названные ветви исполнительной власти вступают в конфликт между собой, что негативно сказывается на качестве госуправления в целом.

Далее, концентрация исполнительной власти в руках Президента сопровождалась выводом этой власти из-под контроля законодательного органа, средств массовой информации и общественности. Вето на закон о следственных комиссиях Верховной Рады, прямые репрессии против нелояльных средств массовой информации — все это меры, направленные на обеспечение непрозрачности власти. Неподконтрольность же является наиболее благодатной почвой для безответственности и противоправных действий, для накопления и беззастенчивого предъявления лжи. Силовые органы все более сосредоточиваются на обеспечении, как неподконтрольности, так и непрозрачности. Мельниченко показал, что СБУ и охрана Президента с этим не справились. Отставка Л.Деркача и начальника охраны показала, что и Президент именно этой функции придает особое значение, тогда как неудовлетворительная работа по расследованию дела об исчезновении журналиста Г.Гонгадзе обеспокоила его гораздо меньше.

Президент и поддержавшая его Ассамблея политических партий и общественных организаций не принимают такого определения ситуации, то есть не признают себя стороной в так определяемом конфликте. По их мнению, демонстрации граждан, заявления и действия ряда политиков (А.Мороз, Ю.Тимошенко, А.Матвиенко, Т.Черновол) представляют угрозу независимости Украины и ее конституционному устройству. Упомянутыми политиками движут амбиции, жажда реванша, или же они становятся марионетками в руках таинственных, но весьма могущественных сил. У них нет ни социальных, ни политических аргументов, которые бы оправдывали их нынешнюю позицию, тут нет и предмета для общественных дискуссий. Другими словами, существующая структура управления и соподчинения вполне конституционна. Верховная Рада должна сосредоточиться исключительно на законодательной работе и забыть о каких-либо контрольных функциях, она должна формировать большинство для того, чтобы помогать правительству реализовывать инициированную Президентом стратегию национального развития.

С таким определением ситуации решительно не может согласиться оппозиция, то есть она не признает себя стороной в так понимаемом конфликте. В итоге мы имеем два «мнимых», потому что параллельных и непересекающихся, конфликта, в которых только по одному признаваемому участнику, и ни одного — настоящего конфликта. Президент не намерен обсуждать характер и качества сложившегося при его непосредственном участии политического режима. Оппозиция никогда не признает, что ею движут исключительно деструктивные амбиции, направленные против суверенитета Украины.

Ситуация абсурдная и патологическая. И в то же время — структурообразующая. Вокруг двух версий политического мироустройства начинается консолидация партий, элит, отдельных личностей. Уместность всех промежуточных позиций поставлена под сомнение. В этом суть происходящего.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/politdumkakiev/public_html/wp-content/themes/legatus-theme/includes/single/post-tags.php on line 5
Share

Статьи по теме

Последние новости

як управляють арештованим стратегічним майном

Читать всю статью

Мы в соцсетях

Наши партнеры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

EA-LOGISTIC: Международные грузоперевозки – всегда своевременно и надежно!