Что нужно знать об онлайн-образовании в Украине
Всего 20% курсов онлайн-образования в Украине не относятся к языковому, школьному и профтех-образованию, а 4 из 5 молодых украинцев прокачивают две и более профессий одновременно. Что еще нужно знать о рынке онлайн-обучения в нашей стране?
Пандемия коронавируса существенно подтолкнула развитие рынка онлайн-образования. Согласно недавнему отчету World Economic Forum, за период пандемии количество людей, ищущих возможности для обучения в интернете по собственной инициативе, выросло в четыре раза и продолжает увеличиваться.
А по данным международной консалтинговой компании Global Market Insights мировой рынок онлайн-образования к 2023 году достигнет почти $283 млрд.
Больше всего онлайн-обучение развито в Китае — в 2020 году на Поднебесную приходится свыше 50% этого рынка. На втором месте — США, где основу рынка онлайн-образования составляют сегменты life-long learning и высшее образование.
В то же время, в Украине этот рынок так до конца и не сформирован, а его объемы довольно сложно оценить из-за отсутствия регулярных исследований и открытой отчетности основных игроков. Но его структура прослеживается весьма четко: по данным украинской онлайн-платформы Projector около 43% украинского рынка онлайн-обучения занимают языковые курсы. Еще 24% — школьная программа и подготовка к ЗНО, 12% — профтех-курсы и всего около 21% — сегмент дополнительного образования.
Собрав вместе последние исследования украинского рынка онлайн-образования, мы получили очень интересные цифры. Например, большая часть украинцев до сих пор предпочитает пользоваться бесплатными возможностями для самообразования. Но при этом каждый третий житель нашей страны хотя бы один раз за последние три года платил за обучение. Чаще всего в сфере платных образовательных услуг украинцы отдают свое предпочтение частным коучам и профессиональным онлайн-школам, а также известным онлайн-платформам.
В целом, украинцы очень любят учиться: в среднем семеро из десяти наших соотечественников за последние три года проходили какое-либо дополнительное обучение. А среди молодежи этот показатель еще выше, особенно в столице и основных индустриальных центрах. В городах-миллионниках молодые украинцы иногда получают два, а то и три разных образования единовременно. Естественно, считая не только курсы, но и традиционные системы образования.
При этом только четверть жителей нашей страны никогда не обучались дополнительно, в основном по причине отсутствия необходимости или банальной нехватки средств. И только 3% украинцев не верят в качество онлайн-образования.
Чаще всего украинцы стремятся получить в онлайне дополнительные знания для карьерного роста и увеличения дохода, а также лелея планы по смене профессии. Кроме того, довольно часто наших соотечественников приводит на курсы желание разобраться в наиболее трендовых темах (политика, финансы, социология) с целью самоутверждения.
Карантин заставил сферу онлайн-образования встряхнуться. Не обошло это и украинский рынок — наши предприниматели на пике карантинных ограничений очень активно начали осваивать сферу онлайн-образования, как источник дополнительных доходов. В частности, появилось много новых курсов по развитию бизнеса. А успешно пережившие первую волну локдауна компании начали делиться своими наработками с коллегами — естественно, в формате онлайн-лекций или обучающих семинаров.
На создание одного обучающего проекта люди тратят от 15 до 20 дней, а около 70% создателей обучающего контента уже проходили онлайн-курсы или марафоны у других авторов. При этом как начинающие, так и профессиональные лекторы онлайн-курсов больше всего переживают за недостаток навыков в сфере продвижения собственного контента.
По данным некоторых исследований, более 85% студентов онлайн-курсов отмечают положительные изменения в своей жизни или карьере после их обучения, — чаще всего это увеличение личного дохода или получение новой ступени карьерного роста.
Меньше всего положительных изменений у тех, кто проходил курсы чисто ради заинтересованности их тематикой в общем, либо ради процесса обучения новым знаниям как такового. Впрочем, в основном эта категория студентов состоит из людей старшей возрастной группы с высоким доходом и не нуждается в улучшении материального положения за счет дополнительных знаний.
У новичков в сфере онлайн-образования чаще всего возникают проблемы с грамотным написанием плана развития проекта, с умением организовать его продвижение и рекламу, а также с неспособностью или нежеланием создавать постоянную команду для работы над развитием проекта.
Все это — основные подводные камни бизнеса в сфере онлайн-образования. Можно быть гениальным лектором, но не создать ни одного успешного курса просто потому, что умение грамотно привлекать аудиторию у человека отсутствует.
К слову, профессиональное и бизнес-образование, спорт/фитнес и правильное питание; психология и саморазвитие — одни из самых популярных тематик онлайн-курсов у начинающих лекторов. Также сегодня весьма популярны курсы по узкоспециализированной IT-тематике — как среди желающих их организовать, так и среди студентов.
Источник: nv.ua