Компании из Украины продают РФ запчасти для авиации — СМИ
Фото: Міноборони України
Учредители Авиа ФЭД сервис зарегистрировали в ОАЭ компанию Linker, специализирующуюся на поставках деталей для вертолетов Ми-8, Ми-17, Ка-32
Российский проект Важные истории, а также OCCRP утверждают, что Авиа ФЭД сервис осуществляет импорт в Россию и после 24 февраля.
В расследовании говорится, что с февраля 2022 года по июль 2023 года Авиа ФЭД сервис, согласно таможенным декларациям, импортировала детали для ремонта самолетов Ан-124 производства Харьковского машиностроительного завода ФЭД почти на 120 млн рублей, запчасти для локационных станций вертолетов Ка-32 завода Радар более чем на 67 млн, детали для ремонта двигателей Ан-24 и Ан-12 производства Мотор Сич, продукцию киевского завода Артем и других украинских предприятий, примерно, на 170 млн рублей.
Авиа ФЭД сервис импортировала запчасти из Франции, США и Великобритании.
Российская компания Авиа ФЭД сервис была основана в 1993 году как представительство Харьковского машиностроительного завода (ХМЗ) ФЭД. Ее нынешним руководителем является уроженец Луганска Александр Решетник. Клиентами Авиа ФЭД сервис, согласно данным госзакупок, есть Минобороны РФ, предприятия госкорпорации Ростех и президентский специальный летный отряд Россия.
В 2014 году Харьковский машиностроительный завод ФЭД прекратил поставку продукции своему российскому представительству. В 2018 году Авиа ФЭД сервис попала под украинские санкции и не остановила импорт украинских комплектующих для российской авиапромышленности.
Основатели Авиа ФЭД сервис зарегистрировали в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) компанию Linker. Эта фирма специализируется на поставках деталей для вертолетов Ми-8, Ми-17, Ка-32. Руководителем этой компании, как выяснили расследователи, уроженец Чернигова Андрей Курта, владельцем – еще один выходец из Украины Алексей Пальчик.
Linker получал украинскую продукцию, в частности, от компании Мотор Сич, директора которой Вячеслава Богуслаева в октябре 2022 года задержали по подозрению в госизмене за «незаконную поставку товаров военного назначения для российской штурмовой авиации». Расследователи также установили, что на сайте родственной Linker компании Amis указано, что компания – официальный представитель Мотор Сич в ОАЭ и «имеет все необходимые разрешения и лицензии».
Последняя поставка Linker в адрес Авиа ФЭД сервис была осуществлена в январе 2023 года, говорится в расследовании. После этого поставки комплектующих для российской авиации Авиа ФЭД сервис производились через компанию Бакайторг1 из Кыргызстана, зарегистрированную в апреле 2023 года.
В комментарии для расследователей директор Авиа ФЭД Сервис Александр Решетник заявил, что продукция украинских заводов, которую его фирма передала своим клиентам в 2022-2023 годах, была приобретена раньше, в 2020-2021 годах и просто «лежала за границей». Владелец Linker Алексей Пальчик заявил, что его компания «из Украины в Россию никогда ничего не поставляла и не поставляет». Представитель компании Бакайторг1 из Кыргызстана на связь с расследователями не вышел.