Комитет Рады требует от Шмыгаля объяснений возможной закупки Украиной электровозов Alstom
Все 11 депутатов Верховной Рады — членов комитета по вопросам экономического развития просят премьер-министра Дениса Шмыгаля разъяснить информацию о якобы имеющихся планах Украины закупить французские электровозы Alstom.
Источник: delo.ua
Об этом заявил на своей странице в Facebook замглавы комитета Дмитрий Кисилевский («Слуга народа»), опубликовав и текст соответствующего обращения.
Депутаты обратили внимание на недавнюю новость, опубликованную изданием Liga.net со ссылкой на заявление посла Украины во Франции Вадима Омельченко, о подготовке контракта на закупку электровозов Alstom, который может быть подписан во время визита в Украину президента Франции Эмманюэля Макрона.
«Украина снова собирается покупать импортные локомотивы. На этот раз во Франции. Совершит ли наша страна еще раз акт экономической автоагрессии, купив импортные электровозы, или все-таки сможем договориться о существенной доле локализации в Украине?» — задался вопросом Кисилевский.
Конкретики тогда дипломат не сообщил, заявив лишь, что контракт предусматривает локализацию производства в Украине. В связи с этим нардеп и его коллеги по комитету обратились в Кабмин за разъяснением об объемах, сроках и стоимости контракта.
Также депутаты просят дать техническое обоснование выбора именно этой марки и модели электровозов, которые якобы планируется закупить, степень локализации в Украине их производства и названия соответствующих предприятий, а также указать источники финансирования закупки.
Кроме того, они просят предоставить технико-экономическое обоснование контракта, в частности сравнительный анализ альтернативных поставщиков и их продукции.
Помимо этого, нардепы требуют объяснить, каковы вообще основания для заключения контракта с учетом того, что объявленный «Укрзализныцей» международный конкурс по отбору поставщиков электровозов пока не завершен.
«Повод для беспокойства есть. У украинских иностранных дел есть очень плохая и давняя традиция: заключать экономические соглашения в политических целях, уступая экономические вопросы в угоду политической целесообразности. Покупка локомотивов у Франции может стать очередным таким случаем», — подчеркнул Кисилевский.
Он напомнил аналогичную историю с закупкой американских локомотивов General Electric.
«Тогда покупка импортных электровозов была объявлена выдающимся достижением и чуть ли не национальным праздником, а реальный уровень локализации производства составил ничтожных 7%. Та сделка стала настоящим плевком в лицо украинским предприятиям, их рабочим и инженерам, ведь Украина способна обеспечить локализацию локомотивов на уровне более 50%», — отметил депутат.
Он добавил, что хотя внутреннего производителя грузовых локомотивов в Украине сейчас нет, локализацию все же готовы осуществлять Крюковский вагоностроительный завод, Николаевский тепловозоремонтный завод, Львовский локомотиворемонтный завод, Запорожский электровозоремонтный завод, Полтавский тепловозоремонтный завод и Днепровский электровозостроительный завод.
Договор предусматривал модернизацию 75 локомотивов (150 секций), поставку 225 новых локомотивов GE серии Evolution до 2027 года, дополнительных комплектов для сборки с отгрузкой в последующие 10 лет, а также модернизацию имеющегося подвижного состава и его долгосрочное обслуживание.
Стоимость контракта составила 1 млрд долларов. Первым его этапом стала поставка в Украину 30 дизельных локомотивов.
В дальнейшем планировалось закупить еще 40 тепловозов General Electric в 2020 году. Меморандум о покупке был подписан в конце декабря 2019 года. Поступление новой партии локомотивов GE анонсировал в январе и президент Владимир Зеленский, однако оно так и не состоялась.
В конце октября 2020 года «Укрзализныця» заявила, что не видит необходимости продолжать закупки тепловозов General Electric.